Святый

преподобный отец наш

Ефрем Сирин

+

      

 

Святый Ефрем Сирин родился в первых годах четвертаго столетия

в окрестностях Низибии от родителей небогатых. Они воспитали его в страхе

Божием; но лета юности увлекли его к некоторым преткновениям нравствен-

ным; от чего далее начало помрачаться его верование в Божие Промышление,

И ему стало думаться, что все в нашей жизни происходит случайно.

Но однажды его невинно осудили за кражу и посадили в тюрьму. Тут-то ему

в видении и было открыто, что он таким образом страдает за свои прежние

грехи. Раскаялся грешник, а судья оправдал его и таким образом он был выз-

волен из тюрьмы. Сие обстоятельство возстановило в сердце Ефрема полную

веру в бдящее Око Провидения Божия. И так поразило его, что он не медля

оставил мiр и удалился в окрестные горы к отшельникам. Помимо тяжких

телесных подвигов св.Ефрем непрестанно занимался изучением Слова Божия,

откуда почерпал умиление и мудрость. Святителем Василием Великим

в своих зрелых годах был рукоположен во дiакона, но завершил свой

земный путь, оставаясь в пустынях. Отошел ко Господу в 372(373) году,

оставив в наследство и нам свои удивительные Слова.

 

 

 

 

Уроки о покаянiи.

 

  1. Ожестело сердце мое, изменился разсудок мой, омрачился ум мой. Как пес возвращаюсь на свою блевотину (2 Петр.2,22). Нет у меня чистаго покаяния, нет слез во время молитвы, хотя и воздыхаю я, и бью в перси, - это жилище страстей.
  2. Не говори: «сегодня согрешу, а завтра покаюсь.» Но лучше сегодня покаемся; ибо не знаем, доживем ли до завтра.
  3. Знаете ли, что у людей бывают трех различных родов слезы? Бывают слезы о вещах видимых, - и оне очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, и оне очень сладки и полезны. И бывают слезы раскания там, где плачъ и скрежетъ зубомъ(Мф.8,12). – и эти слезы горьки и бесполезны, потому что вовсе безуспешны, когда уже нет времени покаянию.
  4. По наружности мы смиренны, а по нраву жестоки и безчеловечны; по наружности мы благоговейны, а по нраву убiйцы; по наружности полны любви, а по нраву враги; по наружности дружелюбны, а по нраву ненавистники; по наружности подвижники, а по нраву – тля для подвижников; по наружности постники, а по нраву морские разбойники; по наружности целомудренны, а в сердце прелюбодеи; по наружности безмолвники, а в сердце бродяги; по наружности кротки, а по нраву высокомерны; по наружности простодушны, а по нраву опасны. – От чего так? От того, что не имеем страха Божия пред очами своими, и заповедей Господних, или не знаем, или зная, перетолковываем в угоду себе.
  5. Ненавижу грех, но пребываю в страсти; отказываюсь от беззакония, но нехотя покаряюсь удовольствiю. Поработил я природу свою греху, и он, купив мое произволение, производит для меня необходимость. Рекою льются на меня страсти; потому что соединил я ум свой с плотию, и разлучение невозможно. Спешу изменить свое произволение, но предшествующее состояние противится мне в этом.
  6. Иному помысл внушает и говорит: «ты молод еще, в старости своей покаешься.» А достигшему старости представляет помысл: «состарелся ты, - где тебе понесть труды покаяния? тебе нужен покой.»
  7. Покаяние – поле, во всякое время возделываемое. Оно – обильно плодносное древо, всякими способами приносящее Богу доблестные плоды. Оно – древо жизни, воскрешающее мертвых грехами. Оно сопричастно Божеству, и Бог увеселяется им, как силою Своего творчества; потому что кого грех губит, тех оно возсоздает к Божией славе. Оно – духовная лихва; потому что жнет, чего не сеяло, и берет, чего не давало.
  8. Некто из Пророков сказал: в сонме Господни не клевещите слезами(Мих.2,5,6). Сим не отметает Пророк покаяния, и не исповедание пред Господом смиреннаго сердца называет клеветою, но говорит, что если при худом намерении притворно проливаются слезы, то подобное покаяние непрочно. И еще говорит: расторгните сердца ваши, а не ризы ваши(Iоил.2,13). Ибо хочет, чтобы мы не тщеславились покаянием, а действительно каялись. И Давид говорит: слезами моими постелю мою омочу(Пс.6,7). Не в Церкви буду проливать слезы, показывая пред людьми одну только наружность и домогаясь славы, чтобы почли меня праведным, но на ложе моем слезами измыю на всяку нощь постелю мою, чтобы в согласии быть со Христом, Который говорит: затворив клеть твою помолися, и Отец, для Которого делаешь сiе втайне, воздаст тебе и умилостивится над тобою яве(Мф.6,6).
  9. Многие торгуют исповедiю, выставляя себя нередко на показ лучшими, нежели каковы они действительно, и тем прикрывают себя. Другие промышляют покаянием, покупая им себе славу. Иные обращают покаяние в повод к гордыне, и вместо прощения пишут на себе новое долговое обязательство. Еще не освободился ты и от прежняго долга, - и входишь в вновый? Пришел ты заплатить долг, - и связываешь себя новым обязательством? Стараешься освободиться от долга, и готовишь себе новое рабство? – Вот что значит сказанное: молитва его да будет в грех(Пс.108,7). И как такому не возвратиться ко греху? Как снова не предаться страстям? Змiй оставит ли его в покое? Перестанут ли тревожить его пресмыкающиеся? – Увы! Исполнится над таковым сказанное  Христом, что поселятся в нем седмь других горших духов(Лук.11,26).

 

 

 

Общiе уроки о подвижнической жизни.

 

  1. Есть воздержание языка – не говорить много, и пустаго, не злословить, не обижать словом, не клясться, не празднословить, не клеветать одному на другаго, не пересуживать, не открывать таин, не заниматься тем, что не наше.
  2. Есть воздержание слуха, - владеть слухом и не поражаться пустою молвою.
  3. Есть воздержание глаз, - владеть зрением, и не устремлять зрение на грешно-прiятное, и неподобающее.
  4. Есть воздержание раздражительности, - владеть гневом и не воспламеняться вдруг.
  5. Есть воздержание в славе, не желать и не искать прославления и чести, не превозноситься, не надмеваться, не мечтать о себе много.
  6. Есть воздержание помыслов, - низлагать помыслы страхом Божiим, не склоняться на помысл обольстительный и воспламеняющий, и не услаждаться им.
  7. Есть воздержание в пище, - не желать и не искать снедей многих, сладких и дорогих, не есть не в определенный час, не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться к алчности добротою снедей, и не желать то одной, то другой снеди.
  8. Есть воздержание в питiи, - не употреблять без меры не только вина, но и воды, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси, не искать разных напитков, не пить вина без нужды, не ходить на пиры.
  9. Есть воздержание порочнаго сластолюбия, - не потакать случайно возбудившимся движениям похоти, не склоняться на срамные помыслы, не исполнять воли плоти, но обуздывать страсти страхом Божiим.
  10. По сороку или по пятидесяти лет Св.Отцы не изменяли своего правила, т.е. прекраснаго и неукоризненнаго воздержания, соблюдаемаго касательно пищи, языка, спанiя на голой земле, смиренномудрия, кротости, веры и любви, нестяжательности, неусыпной молитвы с плачем и сокрушением, - и таким образом очистили себя. Почему и Бог вселился и прославился в них.
  11. Если кто не очистит себя от всякаго дела лукаваго, от нечистых помыслов, от порочных пожеланий, от гнева, раздражительности, зависти, гордыни, тщеславия, ненависти, прекословия, осуждения, пустословия, - одним словом, - от всего, что Богу ненавистно, и если, отвратившись от того, не будет держать себя вдали; то не вселится в него Бог. Почему очистим себя, возлюбленные, чтобы Бог вселился в нас, - и мы сподобились обетований Его.
  12. Хочешь ли знать, что у тебя в сердце, - внимай! – Хвалолюбiе служит знаком, что мы тщеславны; приятность яств показывает, что мы чревоугодники; нерадение обнаруживает, что мы ленивы; любостяжательность – что не любим Христа; зависть возвещает, что нет в нас любви; удовольствие, с каким осуждаем других, означает, что полны мы ненависти. Так невидимая душа по телесным действиям делается видимою, какова она – добра или зла.
  13. Но самым неудержимым проповедником о то, что любит и к чему прилепляется сердце, служит язык; устами обличаются тайны нашего сердца. Когда уста отверсты, и нет при них стражи, тогда слово наше исходит без разбора, и с собою выбрасывает наружу все, что в сердце. Почему, если хочешь узнать сердечныя помышления, обрати внимание на уста; от них узнаешь, о чем заботится и старается сердце, - о земном или о небесном, о духовном или о плотском, об удовольствиях или воздержанiи, о многостяжании или нестяжательности, о смирении или высокоумии, о любви или неневисти. Из сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык, показывает, что любит сердце, - Христа, или что либо из настоящаго.
  14. Душа наша по природе добра, но превращается в злую по своему свободному произволению. Страсти неестественны; оне прививаются и развиваются злым произволением, - и привычка делает их сильными, как сильна природа. Природа – рабство, привычка произволение. Произволение, будучи свободно, есть как бы земледелатель какой, прививающий к природе нашей и худые и добрые навыки, какие ему угодно. Природа – это земля, нами возделываемая; произволение земледелатель; а Божественное Писание – советники и учители, научающие нашего земледелателя, какие худые навыки ему следует искоренять, и какие благiя добродетели насаждать.

 

+

ВверхTOP

На распутье

 

 

Сайт управляется системой uCoz