Святый
преподобный
отец наш
Ефрем Сирин
+
Святый Ефрем Сирин родился в первых годах четвертаго столетия
в окрестностях Низибии от родителей небогатых. Они воспитали
его в страхе
Божием; но лета юности увлекли его к некоторым преткновениям нравствен-
ным; от чего далее начало помрачаться его верование в Божие
Промышление,
И ему стало думаться, что все в нашей жизни происходит
случайно.
Но однажды его невинно осудили за кражу и посадили в тюрьму.
Тут-то ему
в видении и было открыто, что он таким образом страдает за
свои прежние
грехи. Раскаялся грешник, а судья оправдал его и таким
образом он был выз-
волен из тюрьмы. Сие обстоятельство возстановило в сердце
Ефрема полную
веру в бдящее Око Провидения Божия. И так поразило его, что
он не медля
оставил мiр и удалился в
окрестные горы к отшельникам. Помимо тяжких
телесных подвигов св.Ефрем непрестанно занимался изучением
Слова Божия,
откуда почерпал умиление и мудрость. Святителем Василием
Великим
в своих зрелых годах был рукоположен во дiакона, но завершил свой
земный путь, оставаясь в пустынях. Отошел ко Господу в
372(373) году,
оставив в наследство и нам свои удивительные Слова.
Уроки
о покаянiи.
- Ожестело сердце мое, изменился разсудок мой,
омрачился ум мой. Как пес возвращаюсь на свою блевотину (2
Петр.2,22). Нет у меня чистаго покаяния, нет слез во время молитвы, хотя и
воздыхаю я, и бью в перси, - это жилище страстей.
- Не говори: «сегодня согрешу, а завтра покаюсь.» Но
лучше сегодня покаемся; ибо не знаем, доживем ли до завтра.
- Знаете ли, что у людей бывают трех различных родов
слезы? Бывают слезы о вещах видимых, - и оне очень горьки и суетны. Бывают
слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, и оне очень сладки и
полезны. И бывают слезы раскания там, где плачъ и скрежетъ зубомъ(Мф.8,12).
– и эти слезы горьки и бесполезны, потому что вовсе безуспешны, когда уже
нет времени покаянию.
- По наружности мы смиренны, а по нраву жестоки и
безчеловечны; по наружности мы благоговейны, а по нраву убiйцы; по наружности
полны любви, а по нраву враги; по наружности дружелюбны, а по нраву
ненавистники; по наружности подвижники, а по нраву – тля для подвижников;
по наружности постники, а по нраву морские разбойники; по наружности
целомудренны, а в сердце прелюбодеи; по наружности безмолвники, а в сердце
бродяги; по наружности кротки, а по нраву высокомерны; по наружности
простодушны, а по нраву опасны. – От чего так? От того, что не имеем
страха Божия пред очами своими, и заповедей Господних, или не знаем, или
зная, перетолковываем в угоду себе.
- Ненавижу грех, но пребываю в страсти; отказываюсь
от беззакония, но нехотя покаряюсь удовольствiю. Поработил я природу свою греху,
и он, купив мое произволение, производит для меня необходимость. Рекою
льются на меня страсти; потому что соединил я ум свой с плотию, и
разлучение невозможно. Спешу изменить свое произволение, но предшествующее
состояние противится мне в этом.
- Иному помысл внушает и говорит: «ты молод еще, в
старости своей покаешься.» А достигшему старости представляет помысл:
«состарелся ты, - где тебе понесть труды покаяния? тебе нужен покой.»
- Покаяние – поле, во всякое время возделываемое. Оно
– обильно плодносное древо, всякими способами приносящее Богу доблестные
плоды. Оно – древо жизни, воскрешающее мертвых грехами. Оно сопричастно
Божеству, и Бог увеселяется им, как силою Своего творчества; потому что
кого грех губит, тех оно возсоздает к Божией славе. Оно – духовная лихва;
потому что жнет, чего не сеяло, и берет, чего не давало.
- Некто из Пророков сказал: в сонме Господни не
клевещите слезами(Мих.2,5,6). Сим не отметает Пророк покаяния, и не
исповедание пред Господом смиреннаго сердца называет клеветою, но говорит,
что если при худом намерении притворно проливаются слезы, то подобное
покаяние непрочно. И еще говорит: расторгните сердца ваши, а не ризы
ваши(Iоил.2,13).
Ибо хочет, чтобы мы не тщеславились покаянием, а действительно каялись. И
Давид говорит: слезами моими постелю мою омочу(Пс.6,7). Не в Церкви
буду проливать слезы, показывая пред людьми одну только наружность и
домогаясь славы, чтобы почли меня праведным, но на ложе моем слезами измыю
на всяку нощь постелю мою, чтобы в согласии быть со Христом, Который
говорит: затворив клеть твою помолися, и Отец, для Которого делаешь сiе втайне, воздаст
тебе и умилостивится над тобою яве(Мф.6,6).
- Многие торгуют исповедiю, выставляя себя нередко на показ
лучшими, нежели каковы они действительно, и тем прикрывают себя. Другие
промышляют покаянием, покупая им себе славу. Иные обращают покаяние в
повод к гордыне, и вместо прощения пишут на себе новое долговое
обязательство. Еще не освободился ты и от прежняго долга, - и входишь в
вновый? Пришел ты заплатить долг, - и связываешь себя новым
обязательством? Стараешься освободиться от долга, и готовишь себе новое
рабство? – Вот что значит сказанное: молитва его да будет в грех(Пс.108,7).
И как такому не возвратиться ко греху? Как снова не предаться страстям? Змiй оставит ли его в
покое? Перестанут ли тревожить его пресмыкающиеся? – Увы! Исполнится над
таковым сказанное Христом, что
поселятся в нем седмь других горших духов(Лук.11,26).
Общiе уроки о подвижнической жизни.
- Есть воздержание языка – не говорить много, и
пустаго, не злословить, не обижать словом, не клясться, не празднословить,
не клеветать одному на другаго, не пересуживать, не открывать таин, не
заниматься тем, что не наше.
- Есть воздержание слуха, - владеть слухом и не
поражаться пустою молвою.
- Есть воздержание глаз, - владеть зрением, и не
устремлять зрение на грешно-прiятное, и неподобающее.
- Есть воздержание раздражительности, - владеть
гневом и не воспламеняться вдруг.
- Есть воздержание в славе, не желать и не искать
прославления и чести, не превозноситься, не надмеваться, не мечтать о себе
много.
- Есть воздержание помыслов, - низлагать помыслы
страхом Божiим, не
склоняться на помысл обольстительный и воспламеняющий, и не услаждаться
им.
- Есть воздержание в пище, - не желать и не искать
снедей многих, сладких и дорогих, не есть не в определенный час, не
предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться к алчности добротою снедей,
и не желать то одной, то другой снеди.
- Есть воздержание в питiи, - не употреблять без меры не
только вина, но и воды, не гоняться за удовольствием пить искусно
приготовленные смеси, не искать разных напитков, не пить вина без нужды,
не ходить на пиры.
- Есть воздержание порочнаго сластолюбия, - не
потакать случайно возбудившимся движениям похоти, не склоняться на срамные
помыслы, не исполнять воли плоти, но обуздывать страсти страхом Божiим.
- По сороку или по пятидесяти лет Св.Отцы не изменяли
своего правила, т.е. прекраснаго и неукоризненнаго воздержания,
соблюдаемаго касательно пищи, языка, спанiя на голой земле, смиренномудрия,
кротости, веры и любви, нестяжательности, неусыпной молитвы с плачем и
сокрушением, - и таким образом очистили себя. Почему и Бог вселился и
прославился в них.
- Если кто не очистит себя от всякаго дела лукаваго,
от нечистых помыслов, от порочных пожеланий, от гнева, раздражительности,
зависти, гордыни, тщеславия, ненависти, прекословия, осуждения,
пустословия, - одним словом, - от всего, что Богу ненавистно, и если,
отвратившись от того, не будет держать себя вдали; то не вселится в него
Бог. Почему очистим себя, возлюбленные, чтобы Бог вселился в нас, - и мы
сподобились обетований Его.
- Хочешь ли знать, что у тебя в сердце, - внимай! –
Хвалолюбiе служит
знаком, что мы тщеславны; приятность яств показывает, что мы
чревоугодники; нерадение обнаруживает, что мы ленивы; любостяжательность –
что не любим Христа; зависть возвещает, что нет в нас любви; удовольствие,
с каким осуждаем других, означает, что полны мы ненависти. Так невидимая
душа по телесным действиям делается видимою, какова она – добра или зла.
- Но самым неудержимым проповедником о то, что любит и
к чему прилепляется сердце, служит язык; устами обличаются тайны нашего
сердца. Когда уста отверсты, и нет при них стражи, тогда слово наше
исходит без разбора, и с собою выбрасывает наружу все, что в сердце.
Почему, если хочешь узнать сердечныя помышления, обрати внимание на уста;
от них узнаешь, о чем заботится и старается сердце, - о земном или о
небесном, о духовном или о плотском, об удовольствиях или воздержанiи, о многостяжании или
нестяжательности, о смирении или высокоумии, о любви или неневисти. Из
сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык,
показывает, что любит сердце, - Христа, или что либо из настоящаго.
- Душа наша по природе добра, но превращается в злую
по своему свободному произволению. Страсти неестественны; оне прививаются
и развиваются злым произволением, - и привычка делает их сильными, как
сильна природа. Природа – рабство, привычка произволение. Произволение,
будучи свободно, есть как бы земледелатель какой, прививающий к природе
нашей и худые и добрые навыки, какие ему угодно. Природа – это земля, нами
возделываемая; произволение земледелатель; а Божественное Писание –
советники и учители, научающие нашего земледелателя, какие худые навыки
ему следует искоренять, и какие благiя добродетели насаждать.
+
ВверхTOP
На распутье