Кронштадскiй
+1908
страницы из книги
+
Человек, вы сами видите, в
слове своем не умирает; он безсмертен в нем и по смерти говорит. Я умру, но и по
смерти буду говорить. Сколько между людьми этого безсмертнаго слова, которое
живет на устах иногда целаго народа! Как живуче слово, даже человеческое! Тем
более – Слово Божiе:
оно переживет все века и будет всегда живо и действенно.
Любящий господь здесь: как же
я могу допустить в свое сердце и тень злобы? Да умрет во мне совершенно всякая
злоба, да умастится сердце мое благоуханием незлобiя. Любовь Божiя да побеждает тебя, злобный сатана,
нас злонравных к злобе подстрекающiй. Злоба крайне убийственна для души и тела: палит, давит,
мучит. Никто, связанный злобою, да не дерзнет приступить к престолу Бога любви.
Как дыхание необходимо для
тела, и без дыхания человек не может жить, так без дыхания Духа Божия, душа не
может жить истонною жизнию. Что воздух для тела, то Дух Божий для души. Воздух
подобiе
некоторое Духа Божiя.
Дух, идеже хощет, дышит…
В благонамеренных сочинениях
людей уважай свет Христов, просвещающий всякаго человека, грядущаго в
мiръ.
И с любовiю читай
их, благодаря Светодавца Христа, всем ревностным неоскудно изливающаго свет
Свой.
Скорбь – смерть сердца; и она
есть падение от Бога; широта, спокойствие сердца при живой вере в Него яснее
дня показывает, что Господь постоянно при мне и Он внутри меня живет. Какой
ходатай или ангел избавит нас от грехов или скорбей? Никто, кроме единаго Бога.
То – опыт.
Не засматривайся на красоту
лица человеческаго, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело –
одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепие
дома, а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, - иначе ты оскорбишь образ
Божий в человеке, обезчестишь царя, поклонившись рабу его, а ему не воздав ни
малейшей, ему подобающей чести. Также – не смотри на красоту печатнаго шрифта
книги, а смотри на дух книги; иначе дух унизим, а тело возвысим; потому что
буквы – тело, а содержание книги – дух. Не обольщайся мелодичными звуками
инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков
дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихiя, целомудренныя, святыя, - слушай и
питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, - оставь
слушать, брось и тело и дух музыки.
Не жалей себя для сердечной
молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах.
Душа наша есть, так сказать,
отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее,
покойнее, чем меньше – тем темнее, безпокойнее.
Бог наш есть Бог милости и
щедрот и человеколюбия, а не Бог мучения и наказания. Мучения – плоды грехов
наших и безплотных отступников от Бога.
Совесть каждаго человека – это
луч света от единаго, всех просвещающаго духовнаго Солнца – Бога. Чрез совесть
Господь Бог державствует над всеми, как Царь праведный и всемогущий.
Истинное христианство и на
земле водворяет благополучие, потому что оно смотрит на христиан, как на одно
великое тело, в котором есть члены благородные и неблагородные не по природе, а
по месту и по делу, сильные и слабые, богатые и бедные, и Дух Божий ходатайствует
в душах сильных или богатых о помощи слабым или нуждающимся – чрез общение
духовных и материальных благ.
Чтобы управлять другими, надо
научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобрести
знание. Когда я не умею владеть собою, когда нет во мне духа самообладания,
духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я – плохой управитель. Когда
играют мною всякия страсти, - лучше мне не браться управлять другими, чтобы не
причинить большаго вреда и себе и им.
Прiучи себя всегда смотреть на всякаго
человека с высоким почтением, как на образ Божiй, но особенно когда он говорит, и
преимущественно когда он говорит о Боге.
Ты написал книгу, положим, о
Святой Троице, и отпечатал ее в тысяче экземпляров, а можешь и столько, сколько
тебе угодно. И во всех этих книгах у тебя не только один дух, но одни и те же
слова, одна и та же форма. Так и с приношением Тела Христова. По вселенной, в
безчисленном множестве церквей действует одна и та же Троица, во всех агнцах
один и тот же Христос и Дух Его…
Священство или вообще святые
суть священные водоемы, из которых благодатная вода сообщается прочим верующим.
Реки от чрева его истекут воды живы.
Изображая на себе крестное
знаменiе, мы
полагаем тремя перстами верхний конец креста – на лбу – во образ Отца, Который
есть несозданный Разум; нижний – на чреве – во образ Сына, рожденнаго прежде
всех из чрева Отца, и поперечную часть – на раменах или мышцах – во образ Духа
Святаго, Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как сказано: мышца
Господня кому открыся, или: бысть на мне рука Господня, т.е. Дух
Святый. Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум – образ Бога-Отца;
сердце, в котором пребывает и изображает себя ум, - образ Сына Божiя, ипостасной Премудрости
Божiей; уста,
чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа
Святаго.
Все любим жизнь, хлопочем о
счастливой жизни, а у самих жизнь тлеет в страстях. Отчего? Оттого, что не там,
где надо, ищем жизни.
Истинная любовь охотно терпит
лишения, безпокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности
и неисправности, если нет от них вреда другим; терпеливо и с кротостию
переносит низости и злобу других, предоставляя суд всевидящему Богу, праведному
Судiи, и молясь
о том, чтобы Бог вразумил омраченных неразумными страстями.
Во время молитвы и при чтении
слова Божiя надо
иметь благоговение к каждой мысли, к каждому слову, как к Самому Духу Божiю, Духу истины.
Ближняго благочестиваго
славишь – Бога славишь; ближнему делаешь добро – себе делаешь добро, ибо мы –
одно тело; ближнему делаешь добро – ога делаешь должником себе, - ибо ближний
образ Божiй, а
Бог – все во всех. Христианину делаешь добро – Христа, Сына Божiя, делаешь должником себе,
ибо христиане – тело Его, члены Его. Христианина одолжаешь – Духа Святаго
одолжаешь, ибо христиане – храмы Святаго Духа. Не весте ли, яко храм Божiй есте, и Дух Божiй живет в вас?
Кто желает всех соединить, сделать кк бы одной душей, и делает так,
тот, значит, изшел от единаго Бога, все сотворившаго, все соединившаго под
Собою и отторгшихся от единства преслушанием опять хотящаго возвести к единству
с Собою чрез веру и послушание. Учители, приходящие не от Бога, не званные от
Него, не посылаемые Им ( не посылах их, а они течаху; никтоже сам себе прiемлет честь, но званный от
Бога, якоже и Аарон)(Iерем.23,21;
Евр.5,4), обыкновенно вносят в общество людей разъединение, разногласие, и этим
ясно изобличают себя, что они не от Бога. Таков Лютер, таковы расколоучители,
таковы все еретики. Они разъединили единую Церковь Божiю, разсекли несекомую,
множественнуюединицу, соединенную од единым Главою Церкви – Христом,
одушевленную единым Духом Божiим, и этим доказали, что они были орудия дiавола, который о том и
заботится, чтобы разъединить, расточить и разсеять овец Христовых. Волк
расхитит их и распудит овцы. Слава вере христiанской – православной!
Моя ежедневная, величайшая
беда – грехи, язвящiе
мое сердце. Но против этой беды есть ежедневный же, величайший Избавитель и
Спаситель Iисус
Христос. Он мне ежедневно благотворит невидимо, благостно. Грешники
бедные!познайте сего Спасителя, как я знаю Его по благодати Его, по дарованiю Его.
Характер настоящаго,
временнаго житiя
– прелесть.
Что сладостнее любви? И однакоже
у нас мало любви! А отчего? Плоть свою очень любим, а с плотiю все плотское,
материальное, житейское! Итак, будем презирать плоть и ходить духом, и духом
умерщвлять плотскiя
деянiя.
Цени по достоянию величайшее
чудо Iисуса
Христа, Сына Божiя
живаго, являемое в причащенiи с верою Его божественным Тайнам. Каккое же чудо? Упокоение и
оживотворение твоего сердца, умерщвленнаго грехом, столь явное после
предшествующаго часто причащению сердечнаго безпокойства и духовной
смерти…Живейшею сердечною благодарностию за дары оживотворения стяжавай жизнь
от Господа, и вера твоя да возрастает более и более. Боязнь и безпокойство от
неверия происходят.
Благодарю Тебя, Господи,
Владыко и Судiе
мой, яко учиши мя просто молитися Тебе, и слышиши мя вопiюща к Тебе, и от грех моих и
скорбей моих спасаеши, и на пространне поставляеши нозе мои. Се воззвал я к
Тебе во гресе лукавствiя
моего словесами церковной молитвы: Господи Боже наш, покаянiем оставленiе человеком даровавый… и
лишь толькокончил ее, миръ и легкость водворились в душе моей.
+