Из книги
«Собрания писем Святителя Игнатия Брянчанинова (+1867г.),
епископа Кавказского и Черноморского»
(составитель игумен Марк Лозинский).
+
Обрати все внимание на евангельские заповеди, ими неси себя в жертву живую, благоугодную Богу. В наружных действиях, не имеющих никакого влияния на душу, как например, в перемене платья и тому подобных, будь решительно свободен.
+
Умертвись для всех, чтобы ожить для Христа: без такого умерщвления невозможно стяжать внутри себя жизни в Боге, которая есть Христос.
+
Мир душевный и внешнее спокойствие нарушаются лишь от волнения собственных страстей.
+
Состояние брани необходимо: оно доставляет уму драгоценную опытность и приводит к истинному глубокому покаянию.
+
Покаяние есть делание общее, превысшее деланий частных; а если погонишься за частными деланиями, то легко может ускользнуть от ума и из сердца покаяние.
+
Ничто другое, как подробное изучение Вселенских соборов, не показывает столь ясно тягости смертного греха ереси: изучение их очень утверждает в православии.
+
Стяжавай душу твою, не устрашаясь многих, возстающих на нее скорбей. Отдайся в волю Божию. Если этой святой воле благоугодно будет послать тебе кончину, прими ее: Господь знает, что творит. Он приемлет произволение, как бы самое исполнение. Если же Ему годно продлить жизнь твою посреди скорбей, то прими и это продолжение жизни, - это повседневное умерщвление.
+
От ближняго, от котораго чувствуешь пользу, не надо удаляться по причине ощущаемой примеси тщеславнаго и кровянаго пристрастия; но надо очищать эту примесь сознанием ея пред Богом и молитвою. И самому надо отвлекать сердце от пристрастия по падшему чувству, и возводить его в чувство во Христе.
+
Совершенной чистоты нельзя от себя требовать, хотя и должно к ней стремиться молитвою и плачем и понуждением сердца к исполнению заповедей Христовых: совершенная же чистота – дар Божий, ниспосылаемый видящему нечистоту свою и оплакивающему ее: Христос с тобою! – Терпя потерпех Господа и внят ми.
+
Во всем положись на волю и милость Божию. – Ныне мiр жестоко взволнован лжеименным разумом. Все обычаи мiра, прежде основывающиеся на законе Христовом, ныне основываются на нарушении этого закона. Прежде, при праотцах наших, целомудрие было общею принадлежностию и девиц и юнош. Новейшая образованность лишила юнош, почти совсем лишила целомудрия, а девицам еще оставляет целомудрие тела, довольствуясь развратом их ума и сердца. При таком страшном нравственном колебании мiра, блаженны те, которым удалось не потонуть, и хотя на дощечке, и не без ран и ушибов, выплыть к берегу.
+
Ныне очень трудно найти истиннаго слугу Божия, хотя по наружности никакое время не обиливалось так в слугах Божиих, как обилует наше время, провозглашающее о своей положительности (1 Сол.5,3). Есть много ведущих Бога и угодных Богу по свидетельству человеческому, но трудно найти засвидетельствованнаго Богом Боговедца и Богочтеца. Свидетельство Божие ясно, как солнце, но мiр слеп и потому не видит свидетельства Божия; не видя свидетельства Божия, он заменяет свидетельство Божие свидетельством своим и мнит удовлетвориться. Как хорошо поступали наши древние Отцы Церкви Православной! Они, обучившись наукам человеческим, воспринимали на себя иго Христово и на поприще самоотвержения, под руководством Креста Христова, научались Божественной Премудрости, и соделывалась для них человеческая ученость уничиженною рабою, которую они употребляли в услужение Божественной Премудрости для преподавания этой премудрости своим ближним.
+
Исхождение из искушения не есть переменение мест, но предание себя воле Божией и самоукорение и от сих терпение. Когда будем очень унывать от искушений и роптать на оные, то опасность та предстоит, чтоб не сделаться Богоборцами, сказал один св. Отец, как явно вооружающимися против попущений Промысла Божия, к нашей великой пользе и врачеванию попущающагося нам искушаться.
+
Книжник, научившийся Царствию Небесному, может износить из себя и ветхое и новое, покорив ветхое новому и приспособив к нему; а ненаучившийся, очевидно, может износить только одно ветхое, которое есть смерть и вражда на Бога, которое производит и на ближних свойственное себе впечатление, хотя бы и говорили им о Боге, хотя и чесало слух души, возбуждая в ней тончайшее прелюбодейное движение страстей, признаваемые многими за действие благодати. Спаси нас, Господи! Гибнем от себя, возлюбив собственные свои учения и отвергнув или мало ценя учение, ниспосланное нам Богом.
+
Мнение Ваше о монастырях вполне разделяю. Положение их подобно весеннему снегу в последних числах Марта и первых Апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода: она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутренняго делания и удовлетворение себя наружностию на показ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров. За такое жительство, чуждаго внутренняго делания, сего единаго средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако, Он даровал им 120 лет на покаяние.
+
Нам с тобою – не спасать, а только спасаться. А и это – великое дело. – Видение твое, хотя и показалось тебе внутри тебя, но было прелестное, от крови и воображения.
+
Надо терпеть, терпеть и терпеть, и снова терпеть, и паки терпеть: потому что только претерпевый до конца, спасен будет. От нетерпения искушения усугубляются. – Останавливай кровь, и ведай, что Промысл Божий всем управляет. Вера, говорил великий Пимен, состоит в том, чтоб пребывать во смирении.
+
Что делать! ныне время такое, что не в одной вашей обители безпорядок от утраты истиннаго понятия о смирении и благочестии Богу. Если-же Бог терпит таковым непорядкам, то мы тем более должны терпеть. А скорби, нам прибывающия от этих безпорядков, послужат нам вместо истиннаго делания: потому что инокам последних времен повелено спасаться скорбями.
+
Инокам последняго времени суждено спасаться скорбями. Искусных старцев нет. Боговдохновенные уставы иноческие и жизнь потрясены установлениями плотскаго разума человеческаго; духовное преуспеяние исключительно какого-либо лица опасно; потому что непременно влечет имеющаго его к превозношению и уничижению ближняго. По сим причинам осталось израбатывать спасение одним крестом. Таков удел ныне спасающихся, а между ними и – твой.
+
От падения мы сделались так сложны, что непременно должны наблюдать за своею волею во всем – не лукавнует-ли она? и не присоединяется-ли втайне к врагам своим, предавая в их власть голос душевный? Не даром святые Отцы сказали, что без великаго внимания невозможно спастись.
+
Относительно монастырей, я полагаю, что время их кончено, что они истлели нравственно и уже уничтожились сами в себе…нет орудий для возстановления, нет монахов, а актер ничего не сделает. Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не возстановления. «Спасаяй, да спасет свою душу», сказали святые Отцы.
+
По нашему времени брани не столько жестоки, сколько тонки. Борец сделался необыкновенно опытен, как бы какой гомеопат, и видя, что булавки и иголки смертоносны, при ловком действии ими, а шуму не делают, по неприметности их, оставил мечи и копья, произведшие мучеников, в покое. Но хотя для большей части людей и неприметна тягость нынешних браней, однако она явна всепремудрому Богу, Который и нынешним победителям, по великой благости Своей, уготовал венцы. Аминь.
+
Прекрасно сказал Георгий Затворник: « Не ищу любят ли меня, - ищу люблю-ли я других?» И святые Отцы не велят искать от ближняго исполнения заповеди: потому что это только нарушает мир. Да дарует нам Бог переносить постигшия нас искушения с терпением и преданностию воле Божией. Все мы странники и пришельцы на земле, и всем нам предлежит, по окончании курса в земной школе, отшествие на суд Христов, в обители вечности.
+
Не беспокойся о душевных твоих смутах, а чтобы ни происходило с тобою, предавайся воле Божией.
+
При бурях мореходцы кидают якорь, и держатся на нем от напора волн: святые Отцы называют якорем – самоукорение; самоукорением удерживай душу твою от потопления в смущении. Надо сказать самому себе: я не достоин лучшаго положения, в сравнении с тем, в котором нахожусь; а в то положение, в котором нахожусь, поставил меня Бог по великой Своей премудрости и милости, соответственно моим недугам. Если ж врачевства мне ощутительны, и я от боли производимой ими, вопию, то значит, что они выбраны верно. – Человек, удостоивший себя того положения, даже тяжкаго и горькаго, в котором он поставлен, обретает мир; а мир – свидетель Истины.
+
Вверженные в Вавилонскую печь три отрока, несмотря на то, что оросил их Ангел и печь разженная не производила на них никакого влияния, воспевали: «Согрешихом, беззаконновахом, прегрешихом во всех…Вся, елика сотворил еси нам и вся, елика навел еси на нас, истинным судом сотворил еси». Надо заметить, что в этой песни, в которой святые Отроки признают мучителя-Навуходоносора – «лукавнейшим паче всея земли». – И так, хотя Навуходоносор был лукавнейшим паче всея земли, но это его душевное состояние не препятствовало отрокам иметь святое смирение. Истина и смирение не разногласят между собою: ибо и то и другое исходит от Христа.
+
Недостаточно одно самоукорение, говорит Варсонофий Великий, нужны и уничижения человеческия для доставления человеку смирения. Против смирения и терпения враг приносит хулу на Самаго Бога, якобы оставляющаго служащих Ему; но хула его да снидет на главу его чрез посредство славословия, благодарения и исповедания, приносимых Богу рабами Его, по примеру святых трех отроков.
+
Со врагами надо быть очень осторожным: человек очень глупый может наделать больше зла, нежели сколько его сделает человек злой, но умный. Мирствуй в уповании и вере. – Горькая чаша настоящаго времени преподается не без особеннаго на то попущения Божия, да сосуды Его яко в огни искусятся.
+
Видения посылаются нередко болящим тяжело для изменения их сердечного чувства, из душевнаго в духовное и для поддержания в них духовнаго чувства покаяния и молитвы, и не должно утруждать себя объяснениями видения, которое часто остается весьма мало объяснимым.
+
Надо воздерживать свои приражения. Ты кого полюбишь, так полюбишь, а кого не полюбишь, так не полюбишь. Между тем, заповедь христова именно любовию повелевает отличаться от язычников. Что будет из нашего монашества, когда мы его не можем понести ни одного слова против нас. Нужна-де когд-нибудь узда против нашей крови! Неужели нам одним не воспользоваться словами разбойника, произнесенными на кресте: «Достойная по делам наю восприемлева» и проч. Ими воспользовались все святые.
+
Тебе не должно скорбеть на тех, которые произнесли о тебе невыгодное какое слово. Это от неведения и по попущению Промысла Божия, как видно усматривающаго, что тебе нужно смирение и очищение при посредстве человеческаго безчестия. Любовь имейте и мир со всеми, и с оскорбляющими тебя, без чего невозможно иметь духовнаго преуспеяния. Воздай-же славословие Богу за все случившееся и предай себя воле Божией.
+
Надо брани побеждать на их месте, а не оставлением места, отчего брани только укрепляются.
+
Взойди в себя, постарайся увидеть множество согрешений своих, причем умалятся в очах твоих согрешения ближняго. Воспользуйся уединением и удобствами для внимательной жизни, дарованными тебе Божиим милосердием для плача о твоих грехах. Поминай в молитвах твоих оскорбивших тебя, да исцелеешь от тяжкаго недуга вражды к ближнему.
+
Сны твои суть мечты, ведущие в прелесть того, кто не остережется от них. Надо блюсти ум и содержать его безвидным и безмечтательным.
+
Своя воля ведет человека к искушениям, хотя внушения ея, повидимому, и кажутся благими, но мы не можем видеть, к каким последствиям поведет исполнение ея.
+
Когда человек отречется своей воли, тогда только он может быть причастником истинной молитвы, которая есть соединение человека с Богом. Сего соединения невозможно достичь без отречения от своей воли, своей правды, своего разума.
+
Господь посылает верующим в Него многия испытания, чтоб сими испытаниями они более утвердились в вере, и в том, как близок Господь ко всем призывающим Его. Охранись от вменения себя в нечто.
+